вторник, 25 декабря 2012 г.

Hyvää Joulua kaikille! Хорошего всем Рождества!

На часах в правом нижнем углу монитора начало 6-го утра. И что я встала в такую рань, если у меня нет детей, и я безработная? А это стало уже ...привычкой? традицией??? провожать мужа на работу (когда у него утренние смены) и садиться за компьютер с целью позаниматься учебой, ведь хвосты надо сдавать. Просто в остальные дни у меня это не особо получается. Когда он на работе днем, то время почему-то бежит намного быстрее. Интернет, разные мелкие дела по дому, уделить время нашему Е., пообщаться с друзьями (кстати, заметили, что интернет на первом месте? )) в этом плане я почти наркоман) - и вот уже день прошел, встречаю мужа с работы. А когда ночные смены, то весь день мы вместе, перед этим выспавшись до послеобеда :). Ну в общем не люблю заниматься, когда он дома, не могу сосредоточиться. А уж когда начинаются четырехдневные выходные, то тут уж вообще промолчу. Короче, не так давно для себя я решила, что самое идеальное время для грызения науки после 5 утра :). Е. продолжает свой прерванный сон, друзья-родные спят или на работе, ничто и никто не отвлекает (кроме того самого интернета))), а выспаться я позже успею.
Так что, сижу я сейчас перед монитором лохматая, с еще до конца не проснувшимися глазами, слушаю громких храп собаки (дааа, вроде не очень он большой у нас, но иногда так храпит, что мои собеседники в скайпе удивляются, а потом смеются, узнав откуда такие "тракторные" звуки :)) и сама себе говорю "ну вот еще этот пост прочитать, и за учебу"....."и на яндексе почту проверить, и за учебу"...."а еще на фэйсе коммент оставить, и за учебу" :))))
Но как бы то ни было, дело движется к концу. Хвосты понемногу-потихоньку сдаются (хотя и не с такой скоростью, как можно было), предметы один за другим вычеркиваются из ненавистного мне списка. И тут мысль о предстоящих в будущем госе и дипломе грохает меня на землю. Но, как говорила известная всем молодая дама "об этом я подумаю завтра".
Так вот, отпраздновав вчера католическое рождество с родителями мужа, вечером мы вернулись домой. Вернулись с подарками, и, как всегда, с замечательным настроением и полным пакетом еды (мамы, они же все такие ))).

А празднование Рождества проходило по следующей программе: перво-наперво мы с мужем спали до обеда, потом окончательно проснувшись с кружкой горячего кофе (ко мне это не относится) и одевшись потеплее, мы поехали на кладбище. Накануне Рождества все финны едут на кладбище, зажигают свечи, вспоминают родных.

Я уже не в первый раз бываю на кладбище, и все время ловлю себя на мысли, что это не вызывает каких-то негативных эмоций. Наоборот, так спокойно, безмятежно и умиротворенно...Пока я шла позади мужа, который со свекровью пытался найти плиту родных отца, мой взгляд был обращен на даты рождения похороненных здесь людей. Я была удивлена, увидев, что здесь похоронены люди целыми поколениями. На одной плите могло быть выбито  даже пять имен. Самую старую дату рождения я нашла 1850-го года!!!!!! Это же даже раньше, чем в России отменили крепостное право! :)
А вообще очень красиво на финском кладбище зимой. Белый снег, зеленые ветки елок, свет зажженных свечей. Лишь жуткий холод быстрей подстегивает обратно к машине и домой-домой в тепло, где ждет нагретая на дровах сауна.
Это еще одна традиция в канун Рождества. 24-го все обязательно идут в сауну. В основном идут утром, для таких сонь как мы, можно и вечерочком. Так приятно с мороза оказаться в теплой сауне, тихонько потрескивают дровишки, мокнет веник в воде и легкий запах дерева наполняет легкие.
После сауны мы садимся за накрытый стол. Ну как "накрытый"....как обычно, практически вся еда на отдельном столе, а каждый подходит со своей тарелкой и накладывает то, что хочет и сколько хочет )).

Традиционная рождественская еда у финнов: запеканка из брюквы (моя любимая) и моркови (по отдельности) и окорок - joulunkinkku - рождественская ветчина, обязательно с горчицей (Кстати, еще два года назад на мое первое рождество я на горчицу даже смотреть не могла. А сейчас выдавливаю себе чуть ли не больше мужа). Плюс к этому жаркое из оленины, зеленый горошек, рыба соленая с укропом, рыба копченая вкусная :), отварной картофель. В общем, вкуснотень неописуемая! Один минус (или плюс?) еда для того, чтобы утолить голод. Положил, сел, съел, встал, всё. А как же часовые задушевные разговоры, шампанское, тосты???
Потом черед раздачи (обмена) подарков. Тут все просто, без сюрпризов ))
И под конец вечера - чаепитие- кофепитие со сладостями. неее, ну разве можно так обжираться?
Каждый день  там гостят птишки, для которых гостеприимно разложены угощения.  
В общем уютное и спокойное финское Рождество в кругу доброжелательных людей. Что может быть лучше? Только русский Новый год с родными и близкими, который нас ждет как положено 31 декабря :)





12 комментариев:

  1. Даже непривычно, что нет посиделок за столом))) Ведь в России застолья не от желания напиться (как возможно кажется со стороны), а потому что за столом складывается самая душевная и непринужденная беседа:стоит только переместиться в гостиную, как что-то незримо рушится.
    Счастливого Рождества по-фински и Счастливого Нового года по-русски!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наташа, мне тоже очень непривычно. А еще от того, что я пока не говорю по-фински и не могу "вызвать на откровенный разговор" ;)) Еще, потихоньку мечтаю, чтобы его родители тоже съездили в Россию на Новый год. Надеюсь, они не будут в шоке, а если даже и будут то только в положительном. По крайней мере Киммо понравился наш прошлый Новый год в Питере, и в этот раз он с удовольствием опять собирается в гости )))
      И вам с наступающим праздником и светлого нового 2013 года!!!

      Удалить
  2. Интересно! У вас в ночь на 25-ое рождество? У нас на 26-ое, так что сегодня празднуем, слушали поздравление королевы, ужинали под дождь (целый день сегодня льёт, а у вас такой красивый снег!) С учёбой и я такая же, вечно на что-то отвлекаюсь, сложно сосредоточиться, хотя казалось бы практика уже немалая:) Merry Xmas вашему дому!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Маша, я тоже немного удивилась. Сперва думала, что мы днем раньше все делаем, потому что сегодня мужу на работу, и мы бы не смогли остаться с его родителями еще на одну ночь. Я еще специально спросила, действительно ли сауна, свечи, подарки, - все это 24-го.
      Снег и нас и правда очень красивый, деревья просто как в сказке!!! :)))
      Спасибо! И вас всех с Рождеством! Желаю хорошо отпраздновать! ))

      Удалить
  3. Наташа, ну ты даешь - в 5 утра учиться)))) героиня просто) у меня самая учеба после 12 ночи)))
    ты тоже заметила, что здесь не ведутся душевные разговоры..
    очень я от этого страдала в первое время) захотелось и мне kinkku))) а почему ты горчицу не ела? по мне так финская вообще слабая)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, тогда я утренняя "героиня", а ты ночная ;) Нет, я вечером вообще не соберусь. Вот даже вчера лежала, уснуть долго не могла. Лежу и думаю, сколько времени уходит, могла бы встать и позаниматься, раз сон не идет. Но при этом понимаю, что не хочу и не могу сосредоточиться в такое время :)
      Да, заметила (( Летом вообще свекровь в Колумбию ездила к брату мужа, вернулась. Ну мы конечно приехали в гости, думаю, сейчас рассказов будет, фоток (она туда чуть ли не на месяц ездила). И что? Так коротенько рассказала, несколько фотографий и все. ))) Закрытые они какие-то, но при этом все равно доброжелательные (или мне это кажется?).
      Я, если честно, горчицу вообще раньше не ела. Правда, пыталась, пробовала, мне не нравилось. Поэтому-то и здесь нос воротила от нее. Но потом распробовала с сосисками-гриль, и так мне понравилось :)). Мы еще шутим, осталось мне только молоко полюбить и кофе, которые я вообще не пью (молоко только в рыбном супе признаю ;)), и буду вообще финка )))

      Удалить
    2. Наташа, у нас точно также путешествия не обсуждаются. Хотя у нас в семье и фотографии все пересмотрим, и все мелочи расскажем. Да они доброжелательные, но как-то я уже писала, что у меня порой скрипит на зубах от их улыбок. Честно говоря, я в них верила, пока не увидела, что в любой ситуации одна и та же улыбка.
      А офиняешься ты и правда удивительно) а мямми любишь? я на второй год просто влюбилась в нее/нее)

      Удалить
    3. Как же хорошо в России!!)))))

      Удалить
    4. Ксюша, ох, какие меня открытия ожидают в их отношениях :))) время покажет )
      А я мямми еще не елааааа-а-а-а (((( Да, как-то не угощали меня. Наверное просто потому что я не приезжала сюда в апреле. Правда мы видели осенью мямми в магазине, но взять не рискнули :) А еще я жалею, что в Тампере не попробовала mustamakkara, а здесь уже как-то не хочется ;)
      Ксюша, а вы едите оленину с брусникой или клюквой?

      Удалить
    5. Наташа, это точно :))) А особенно когда там ждут родные и близкие :)

      Удалить
  4. Hyvää Joulua! Paljon onnea!

    ОтветитьУдалить